В
последнее время, при оценке экономической ситуации в стране, особое внимание
уделяется анализу таких показателей, как динамика ВВП, инфляции, промышленного
производства, масштаб утечки капитала. По всем перечисленным позициям положение
в 2013 году ухудшилось.
Кроме того, позвольте обратить внимание на две важные, на мой взгляд, тенденции.
Во-первых,
растёт задолженность бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований. «Объём
общего долга бюджетов регионов и муниципалитетов на 1 августа 2013 года
составил 1,6 трлн рублей». – пишет «Газета». При этом, не приходится рассчитывать
на то, что в наступившем году ситуация изменится. Федеральное правительство и
администрация президента передали регионам выполнение т. н. «майских указов»
Владимира Путина, изданных в 2012 г., однако не обеспечили субъекты
необходимыми ресурсами. Изменять пропорции межбюджетного распределения налогов
никто не стал, все ресурсы, как и прежде, уходят в распоряжение федерального
правительства. В результате регионы и муниципалитеты вынуждены занимать деньги
на финансовом рынке, чаще всего привлекая краткосрочные банковские кредиты
на «затыкание дыр» в своих бюджетах. Разумеется, ни о каком развитии территорий
при таком подходе не может быть и речи.
Во-вторых,
согласно информации Банка России, величина международных (золотовалютных)
резервов сократилась
за год более чем на 13 млрд долларов: с 528 млрд на 1 декабря 2012 г. до
515 млрд на 1 декабря 2013 г. Уменьшение, конечно, не критическое, однако 13
млрд долларов это четыре
бюджета такой области, как Ростовская (4,2 млн чел.).
Если
к этому добавить тот факт, что бюджет страны на 2014 год принят с дефицитом, а
также необходимость тратить деньги налогоплательщиков на очередные «мегапроекты»
вроде «мундиаля» или универсиады в Красноярске, то риск дестабилизации
финансовой системы существенно возрастает. При сохранении нынешнего подхода к
управлению бюджетным процессом, никакие 108 долларов за баррель не спасут от
краха.
Комментарии
Отправить комментарий