По итогам девяти месяцев основные экономические показатели России (к соответствующему периоду прошлого года) выглядели так: индекс промышленного производства 100,1 %, инвестиции в основной капитал измеряются отрицательной величиной и составляют 98,6%, отток капитала на уровне 60 млрд долларов. Бюджет на 2014 год принят с дефицитом в 389,6 млрд руб. (0,5 % ВВП). Всё это при цене за баррель в 108 долларов. Инфляция около 8%.
В условиях нерастущих доходов оплачивать спрос на медицинское обслуживание, образование и т. п. россиянам приходится за счёт кредитования. Общая величина задолженности физических лиц быстро приближается к 10 трлн рублей. «Объем проблемных розничных ссуд (NPL, просрочены свыше трех месяцев) растет еще быстрее — 60% за девять месяцев с начала года. По данным ЦБ, объем NPL в портфелях банков составляет более 530 млрд руб. Это без учета портфелей, которые банки регулярно продают коллекторам». – отмечают «Ведомости».
Данная макроэкономическая статистика наводит на достаточно грустные размышления. Реальный сектор мёртв. Промышленного производства нет: жалкие 0,1 % роста, конечно, не следует воспринимать всерьёз. Малый бизнес, задушенный монополизмом, отсутствием правосудия, бесконечными наездами силовиков и повышенными с 1 января 2013 года налогами, также не подаёт признаков жизни. Отсюда вывод: финансовая система стремительно теряет устойчивость. Надстройка не может существовать отдельно от базиса в течение продолжительного времени. Экономическая сущность финансовой системы заключается в обеспечении реального производства товаров, знаний и услуг, но если производства нет – то и финансовой системы нет.
На протяжении всего года российские банки прекращали работу. Причины были различные: от неэффективных действий менеджмента кредитных организаций, до вмешательства регулятора. Всё это признаки дестабилизации финансовой системы, которая неизбежно продолжится в 2014-м году. Причём, обвал может быть оглушительным: сейчас, в преддверии Олимпиады, Кремль бросил все силы на сохранение видимости стабильности, поэтому до февраля ничего серьёзного не произойдёт. Однако после закрытия игр может произойти всё, что угодно: от шоковой девальвации рубля для исполнения бюджетных обязательств с помощью обесценившейся национальной валюты, до массового банкротства финансовых организаций вследствие неплатёжеспособности закредитованного населения.
Комментарии
Отправить комментарий