К основному контенту

Наши победили в ЕСПЧ

31 мая 2016 года Европейский Суд по права человека опубликовал решение в пользу главного редактора новочеркасской газеты «Частная лавочка» Елены Надтоки. Согласно вердикту, Российская Федерация обязана выплатить журналистке 5992 евро по делу «об оскорблении» бывшего мэра Новочеркасска Анатолия Волкова. Госпожа Надтока любезно согласилась рассказать мне подробности этой истории.

- Елена Михайловна, расскажите об этом деле, об этой замечательной истории.
- Это был 2004-й год, я работала в «Частной лавочке» редактором и как-то так получилось, что в «Вечернем Новочеркасске» на тот момент какие-то были кадровые перемены. В общем, меня попросили временно поработать там главным редактором. Насколько я помню, Наталья Андреевская – журналист «Вечернего Новочеркасска», – написала острую статью, в которой рассказывалось о «подвигах» нашего дорогого Анатолия Панфиловича (во время описываемых событий А. П. Волков член «Единой России», мэр Новочеркасска, Е. М. Надтока – оппозиционный журналист, занималась расследованием фактов коррупции новочеркасской администрации – прим. Р. Р.). Статья была очень хорошо написана, элегантно, с красивыми лирическими отступлениями. В одном из таких отступлений был абзац, содержащий фразу «какой-то воровливый алтайский мужик, занявший высокое удобное кресло» (А. П. Волков уроженец Алтайского края – прим. Р. Р.). Материал вышел. Интересный нюанс: со мной был заключён контракт, согласно которому установленные законом функции главного редактора выполнял директор юридического лица, в собственности которого находилась газета. Он и принимал окончательное решение о выходе статьи и вообще очередного номера.
- То есть получается, редакционная политика определялась директором?
- Да. Фактически я была литературным редактором. То есть по тем документам, на основании которых работало данное общество с ограниченной ответственностью, я не обладала необходимыми полномочиями для осуществления редакционной политики, которой, повторюсь, занимался директор. Тем не менее, Анатолий Панфилович, прочитав фразу о воровливом алтайском мужике, узнал в нем себя и написал заявление об оскорблении! Это было время массовых судебных дел в отношении меня, как главного редактора газеты «Частная лавочка». Я посчитала: одновременно было 14 дел, из них два уголовных, в том числе это, два административных, всё остальное – гражданские иски по защите чести, достоинства и деловой репутации. По всем судам бегала сама, можно сказать, вторую профессию освоила. Когда началась эта история с «воровливым алтайским мужиком», все просто смеялись.
- Насколько я помню, фамилия градоначальника вообще не упоминалась.
- Тем не менее, Волков подал в мировой суд заявление частного обвинения. Тогда это была статья 130 Уголовного кодекса, оскорбление. Я, разумеется, подаю ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Дело рассматривал мировой судья Федор Политко (сейчас Ф. Политко судья Новочеркасского городского суда – прим. Р. Р.). Внимательно слушал, ему было интересно. Естественно, Волков в суд не ходил, вместо него ходил представитель – Борис Вальтер (во время описываемых событий его отец Александр Донатович Вальтер – заместитель мэра, прим. Р. Р.). Я его спрашивала: «В чём выразились страдания потерпевшего? Как именно вы страдали?» - «Так это же не я страдал, а мой доверитель Анатолий Панфилович!». «А как он страдал? Можете рассказать суду, в чём конкретно это выражалось? Может быть, что-то болело? Где именно?».  Он, конечно, не мог ответить. Краснел, бледнел. Кстати, у меня с ним сложились очень неплохие отношения, он грамотный юрист.
В общем, дело шло. Политко удовлетворял мои ходатайства, всё было нормально. Я обратилась в «Фонд защиты гласности», они прислали своё экспертное заключение, которое приобщили к делу. Южно-Российский центр судебных экспертиз провел экспертизу.
- Всё серьёзно…
- Да. Экспертиза была этико-лингвистическая, то есть они анализировали, в том числе, влияние текста на читателей: как они могли понять то или иное высказывание. В выводах было указано, что оскорбительной лексики в тексте однозначно нет, что касается отождествления термина «воровливый алтайский мужик» с новочеркасским мэром, то невозможно с высокой степенью вероятности определить, как воспримет читатель данный контекст. Поскольку все сомнения в уголовном праве толкуются в пользу обвиняемого…
- Какие могут быть вопросы?
- Да, какие могут быть вопросы. Тем не менее, Фёдор Владимирович Политко вынес обвинительный приговор. Я признана виновной аж по двум статьям Уголовного кодекса: оскорбление и подстрекательство к совершению преступления (то есть статью писала Наталья Андреевская, а я ее к этому подстрекала), мне назначен штраф пятьдесят тысяч рублей. А Наташе - десять тысяч. Самое смешное: именно этим приговором суда подтверждается тот факт, что «воровливый алтайский мужик» и Волков Анатолий Панфилович – одно лицо!  Я тогда всем говорила: могу выйти на улицу в майке с надписью «Мэр Волков – воровливый алтайский мужик», и мне за это ничего не будет, т.к. это подтверждено вступившим в силу приговором суда. Браво, Политко! Он, кстати, проигнорировал два экспертных заключения и постановил приговор, опираясь, как там написано, на собственные познания в области филологии (прочитав словарь Ожегова).
- Теперь это стал установленный судом факт.
- Установленный судом факт. Поскольку это было уголовное дело у мирового судьи, там две стадии обжалования до вступления в законную силу: апелляция в городской суд и кассация в областной. Конечно, я приговор обжаловала. В городском суде тоже был интересный случай. Апелляцию рассматривал судья Щербаков, который был гражданским мужем заместителя мэра Бурлуцкой. При этом, Бурлуцкая часто бывала представителем Волкова в городском суде. То есть налицо конфликт интересов: судья Щербаков должен был попросить самоотвод, однако не сделал этого. Естественно, приговор оставили в силе. Областная судебная инстанция тоже оставила приговор в силе. Но, в частности, конфликт интересов при рассмотрении дела в Новочеркасском городском суде явился основанием для моего обращения в Европейский Суд по правам человека. Это прямо записано в одном из решений Верховного суда России.
В 2005 году приговор вступил в законную силу, и в течение шести месяцев, по регламенту ЕСПЧ, я подала жалобу в Страсбург. Мне ответили, моей жалобе присвоили номер досье. Прошло пять лет.
- Но жернова правосудия крутились.
- В какой-то день, в 2010 году, приходит письмо из ЕСПЧ в связи с началом процедурой коммуникации. На этой стадии суд отправляет жалобу российскому правительству, российское правительство пишет так называемый меморандум – естественно, отрицательный, то есть категорически возражает, что наши судьи нарушили Европейскую конвенцию прав человека. После этого меморандум российского правительства присылают мне, и я пишу контрмеморандум, то есть привожу аргументы в свою пользу против возражений российского правительства. На этой стадии коммуникации общение идёт на английском или французском языках, хотя подать жалобу можно на русском.  Здесь я бросилась за помощью к известному российскому медиа-юристу Галине Араповой – директору Центра защиты прав СМИ в городе Воронеже. Она перевела документы на английский язык, «приложила к ним руку» - свои профессиональные знания и опыт (у их Центра это дело в Европейском суде не первое). Словом, стала моим представителем в суде.
Прошло еще 6 лет… В середине мая от Гали Араповой пришло электронное письмо, что решение Европейского суда по моему делу «Надтока против России» будет вывешено на сайте суда 31 мая в 10 часов по времени Страсбурга. Минута в минуту оно появилось. На французском языке! Но сразу удалось понять, что суд единогласно признал нарушение российской стороной 10-й статьи Европейской Конвенции прав человека – право на свободу слова. Ну, и цифры – суммы компенсации были понятны без перевода. Уже через час посыпалась информация в Интернете: «Интерфакс», «Коммерсант», «Новые известия», «Новая газета», РБК… Пошли поздравления. Я позвонила, поздравила и поблагодарила Галину Арапову.
- Скажите, пожалуйста, правительство России пыталось уладить этот вопрос мирно, в досудебном порядке?
- Нет, никаким образом. Вообще, это очень интересное дело. Я на нем даже заработала 28 тысяч рублей. В 2005 году проходил Всероссийский конкурс журналистских работ о защите прав человека - «Произвол в законе». В номинации «Нарушение политический прав» моя статья «Мэр и его богиня» (об этом судебном процессе) заняла второе место. К диплому прилагалась денежная премия. История получила хорошую огласку: по этому поводу кто только от души не смеялся.. Во всей России узнали «воровливого алтайского мужика».
- Давайте уточним технические подробности. Как я понимаю, плательщиком будет федеральный бюджет?
- Да, это деньги государства. Они должны выплатить сумму в течение трёх месяцев. Честно говоря, «за державу обидно». И я согласна с теми, кто пишет сейчас в комментариях: «Взять бы эти деньги с Анатолия Панфиловича». А  бы еще добавила: с федерального судьи Федора Политко и всех его вышестоящих коллег, оставивших глупейший приговор в силе.
- Благодарю Вас за беседу.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Услужливый дурак опаснее врага

С кем вы, мастера культуры? На этот вопрос не словом, а делом ответили работники новочеркасского театра драмы и комедии имени В. Ф. Комиссаржевской. Сей храм культуры украсился незаконной агитацией в пользу одного из кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области. Подобная практика существует на протяжении многих лет, однако именно сейчас что-то пошло не так. Теперь лучшие аналитики города размышляют, как правильно трактовать посланный сигнал: «Идиот» и кандидат, кандидат и «Идиот», а может, кандидат – идиот? Лично я склоняюсь к последнему. Как тут не вспомнить классическое . С другой стороны, нельзя не восхититься мужеством мастеров искусства. Скучный закон говорит о том, что « Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них». Как на грех, согласно данных Территориальной избирательной комиссии в этом же здании располагаетс

Чем закончился "План Путина" или Как правильно выбирать политиков

Что может быть лучше для оценки политика, чем сопоставление его обещаний с результатами работы. К сожалению, многие россияне до сих пор находятся в плену телевизионных иллюзий. Массированная государственная пропаганда оказывает очень сильное воздействие на неокрепшие советские мозги. В такой ситуации сравнительный анализ становится отличным противоядием. Стало мне лучше жить за период работы депутата Икс? Стало мне лучше жить за период работы губернатора Игрек? Ответив на эти простые вопросы, можно принимать решение о том, за кого голосовать в очередном избирательном цикле (и голосовать ли вообще). Сравнительный метод оценки работы хорошо действует в отношении любых политиков. Как это ни покажется странным, но кандидат в президенты России Владимир Путин не является ни повелителем земного шара, ни царём всея Руси, ни генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии. Наследственного права на власть у него нет и никогда не будет. Мы не просто можем, но и обязаны о

«Была бы моя воля, я бы вас всех расстрелял!»

«Была бы моя воля, я бы вас всех расстрелял!» - вот так теперь разговаривают члены Территориальной избирательной комиссии Новочеркасска с кандидатами на должность губернатора Ростовской области. …Как и следовало ожидать, июльское обнуление президента открыло портал в ад. Раз можно голосовать на пеньке, капоте, колене, в багажнике автомобиля, подъезде, больничной палате то с выборами вообще можно делать что угодно. И началось… Единый день голосования 13 сентября, но многие новочеркасцы уже справили гражданскую нужду , за 500 рублей (или два отгула) проголосовав досрочно. Как показывает журнал проверок несения службы по охране Территориальной избирательной комиссии Новочеркасска, полицейские дежурства прекратились с 3 сентября 2020 года. Вполне понимаю «служителей» закона: зачем заморачиваться, если ушлые члены комиссии и так нарисуют любой результат?   Ну а сегодня – вишенка на торте. Зачем вообще сгонять людей, платить им деньги, если можно просто нарисовать нужный результат в б