Гражданское общество
начинается в городах. Там же оно и заканчивается. Деградацию местного
самоуправления мы наблюдали на протяжении последних 15 лет. Логика развития
воровской вертикали власти требовала сосредоточения всех ресурсов на вершине
пирамиды – так удобнее «распиливать» бюджетные деньги ограниченному кругу
неограниченно бессовестных людей. В результате сложилась удивительная ситуация:
в самой большой (!) стране мира на местном уровне ничего невозможно решить.
Ресурсов нет. Посмотрите Бюджетный кодекс: в распоряжении органов местного
самоуправления остаётся ничтожная часть собираемых налогов – даже в том случае,
если налогоплательщик работает в конкретном муниципалитете. Почти все деньги
сначала забирает федеральное правительство во главе с президентом и его
достопочтенной администрацией, потом начинается распределение – увлекательная бюрократическая
игра, в которой региональные лоббисты меряются длинной административного
ресурса. В итоге, деньги в виде трансфертов, дотаций и т. д. возвращаются
обратно, туда, где их делают – в регионы, на уровень муниципалитетов. Однако дотации
из вышестоящего бюджета это такая вещь, которую могут, конечно, дать. А могут –
не дать. При ста долларах за баррель более-менее хватало на всех (хотя некоторым
доставалось гораздо больше остальных), но при нынешних шестидесяти пяти – уже
нет. Сейчас, чтобы построить, допустим, новую больницу или школу в славном
городе Новочеркасске, нужно годами переписываться с областным или федеральным
правительствами. Так по всем вопросам: дороги, поликлиники, водопровод и т. д.
Если к этому добавить тот факт, что президент Путин отменил прямые выборы мэров
городов, то получается, что вся местная повестка ушла напрямую в Кремль. Однако
в состоянии ли администрация президента – даже если смело допустить, что она укомплектована
некоррумпированными профессионалами, – в ручном режиме управиться со всеми
вопросами местного значения самой большой страны мира? Очевидно, что нет. Груз нерешённых
проблем накапливается, и количество неизбежно перейдёт в качество. Со стороны Владимира
Путина было бы умным ходом вернуть местную повестку обратно на местный уровень,
т. е. восстановить прямые выборы мэров и существенно увеличить долю
муниципалитетов в собираемых налогах. Тогда появится механизм решения вопросов
местного значения и многие рассерженные горожане перестанут сердиться. Однако пока
что имеем то, что имеем: повсеместное правление «крепких хозяйственников»
районного масштаба, результаты
которого отвратительны.
Что может быть лучше для оценки политика, чем сопоставление его обещаний с результатами работы. К сожалению, многие россияне до сих пор находятся в плену телевизионных иллюзий. Массированная государственная пропаганда оказывает очень сильное воздействие на неокрепшие советские мозги. В такой ситуации сравнительный анализ становится отличным противоядием. Стало мне лучше жить за период работы депутата Икс? Стало мне лучше жить за период работы губернатора Игрек? Ответив на эти простые вопросы, можно принимать решение о том, за кого голосовать в очередном избирательном цикле (и голосовать ли вообще). Сравнительный метод оценки работы хорошо действует в отношении любых политиков. Как это ни покажется странным, но кандидат в президенты России Владимир Путин не является ни повелителем земного шара, ни царём всея Руси, ни генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии. Наследственного права на власть у него нет и никогда не будет. Мы не просто можем, но и обязаны о
Комментарии
Отправить комментарий