…Нашкодивший
министр заплетающимся от страха языком рассказывал что-то про регионы с
процентами. Шестидесятилетний Предводитель команчей стерхов вежливо
поинтересовался:
-
С ума сошли, что ли? – и приготовился испепелить своего назначенца молнией.
Это
выдержки не из сценария леденящего душу вражеского фильма ужасов про когнитивный
диссонанс, а вполне себе респектабельное
совещание у президента России по вопросам ЖКХ.
Поводом
собраться и поговорить стал очередной безумный рост оплаты «коммуналки» в
некоторых регионах, особенно в Мурманской области. Те, кто продолжает черпать
информацию об окружающем мире из телекрана, остались удовлетворены: президент
расчихвостил министров, за народ заступился; надо же, молодец какой!
Между
тем, наделённые разумом сограждане пребывают в недоумении: подобные встречи
происходят регулярно, всегда находится нашкодивший министр с заплетающимся от
страха языком, но в реальном мире всё остаётся по-прежнему. Тарифы ЖКХ
продолжают бесконтрольно расти, при этом, качество коммунальных услуг ни в
какой мере не определяется их стоимостью. Налицо явный кризис жанра. Но иначе
быть не может: таковы правила игры в системе.
…Если
перевести на русский язык тонны многочисленных законов, постановлений, указов и
распоряжений, регламентирующих формирование тарифов в системе ЖКХ, то
получается, что чем больше затрат сумеет обосновать поставщик ресурсов – тем
более высокий тариф ему утвердят. У ресурсопоставляющей организации существует
немало способов завысить расходы. Рассмотрим наиболее распространённые.
Способ №1.
Фиктивные ремонты.
Допустим,
«Водоканал» города N готовит
обоснование для увеличения тарифа на воду в 2014 году. Естественно, монополисту
хочется, чтобы тариф был как можно выше. Для этого готовятся сметы на ремонт
трубопроводов, допустим, миллионов на 200-300. Эти деньги закладываются в цену
одного кубометра воды продаваемой потребителям. Фокус в том, что, заложив в
тариф 200-300 млн руб. на ремонт сетей, «Водоканал» может их на этот самый
ремонт не потратить, ибо ответственность за целевое использование включённых в
тариф расходов отсутствует. Более того, «Водоканалу» совершенно невыгодно
ремонтировать свои сети: допустим, если сейчас износ труб составляет 70-80 %,
то после их замены он будет равен 0 %, а как же тогда обосновывать затраты на
ремонт сетей в будущем году? Как обосновывать затраты на ликвидацию аварий,
утечек, поломок? В этом случае придётся снижать тариф на воду, что, конечно,
совершенно недопустимо.
Способ №2.
Фиктивные зарплаты.
Ещё
один сравнительно честный способ отъёма денег у населения заключается в том,
что в тариф закладываются совершенно нереальные зарплаты работников
ресурсопоставляющих организаций. Ежегодно готовя обоснование повышения тарифа, «Водоканал»
нашего города N не забывает «рисовать» своим работникам
фантастические оклады, однако в реальности включённые в цену кубометра воды
расходы на зарплату используются совершенно на другие цели. Задумайтесь над
тем, откуда у многочисленных начальников всех этих водоканалов, тепловых сетей
и горгазов берутся средства на роскошные лимузины, офисы и прочие атрибуты
скромного обаяния буржуазии. Источник такого потрясающего благополучия один, но
неиссякаемый: экономически обоснованный тариф! Хотя слово обоснованный в данном
случае необходимо брать в кавычки.
Способ №3.
Борзые щенки оборзевшим депутатам.
Окончательное решение о повышении тарифов принимают
представительные органы власти. В этой связи, банальный подкуп народных
избранников является одним из наиболее действенных инструментов из арсенала
монополистов. Вот, навскидку, только
один пример: «…Однако, по нашим сведениям,
тарифы на услуги ЖКХ с начала года непропорционально выросли не только в
Санкт-Петербурге – также и в нескольких районах Ленинградской области, в
частности, во Всеволожском и в Выборгском… Путем запугивания и подкупа депутатов
Выборгского муниципального совета производилось необоснованное повышение
тарифов, после чего сверхприбыли, полученные от этих действий, исчезали в
неизвестном направлении. Напомним, что в Твери после очень похожей ситуации в
2007 году суд приговорил 12 депутатов Тверской городской думы во главе с ее
бывшим председателем Виктором Почтаревым к тюремным срокам от 2,5 до 7,5 лет».
Но это только то, что выявлено. А сколько подобных фактов остаётся
нерасследованными в городах и весях огромной страны?
…Системные проблемы следует решать только системно.
Периодические показательные порки, не приводящие к изменению ситуации, лишь
подрывают и без того резко снизившийся авторитет президента в обществе. Навести
порядок в системе ЖКХ можно, лишь сделав её прозрачной, доступной общественному
контролю. В числе первоочередных мер, на мой взгляд, следует отказаться от
ежегодного повышения тарифов и перейти к среднесрочному периоду их действия:
скажем, на 3-4 года, дабы не разгонять инфляцию. Дело за малым: за политической
волей.
Комментарии
Отправить комментарий